Kantor (kantor) wrote,
Kantor
kantor

ius primae noctis

С некоторым удивлением обнаружил из френдленты, что, оказывается, многие верят в существование так наз. "права первой ночи" (ius primae noctis, droit de cuissage) в средневековой Европе, и что даже и в русской Википедии, источнике знаний, скопирована совершенно безнадежно устаревшая статья из Брокгауза-Ефрона, в которой этот обычай принимается (с самыми незначительными оговорками) за реальный.

На самом деле уже даже в те времена, когда писалась статья в Брокгаузе-Ефроне, никто из сколько-нибудь серьезных историков феодального права в реальное существование такого обычая не верил. Барщинные повинности, налагавшиеся на крестьян при "старом порядке", бывали, конечно, весьма экзотичны (чего стоит обязанность вилланов какого-то французского поместья распугивать лягушек, стуча палками по воде - чтобы не мешали барину спать); однако не существует ни одного средневекового сборника местных или феодальных обычаев, памятника законодательства или там барщинной грамоты, которая говорила бы о праве сеньора на первую брачную ночь крестьянки, а уж что по такому поводу могло бы сказать каноническое право догадаться легко. Не имеется и ни одного средневекового источника, который упоминал бы о таком обычае, как существующем. Сеньор действительно зачастую мог брать деньги за разрешение несвободным крестьянам жениться (равно как король зачастую мог брать деньги за разрешение жениться на знатной сироте), но это "совсем другая история".

Первые упоминания (как о давно исчезнувшем праве, обычно полуязыческих времен) появляются у авторов XVI века - шотландец Гектор Боэций приписывает введение такого обычая (вымышленному) королю Эвену Третьему, а его отмену - св. Маргарите Шотландской (нужно ли говорить, что до св. Маргариты в Шотландии и феодализма-то толком не было?), во Франции о "праве первой ночи" (как об исчезнувшем овернском обычае былых веков) первым пишет Жан Папон в своем Corpus iuris Francici. Зато в восемнадцатом веке за эту легенду ухватилась просветительская критика "темного Средневековья", и вообще питавшая к фактам здоровое пренебрежение - Вольтер внес "право первой ночи" в "Философский словарь", в следующем веке оно вошло в книги Жюля Мишле, и вполне закрепилось в общественном сознании, чему примером Бомарше и картина Поленова "Право господина", которые, как оказалось, в этом вопросе до сих пор служат источником знаний о Средневековье.

Основные книги, насколько я понимаю: A. Boureau, Le droit de cuissage: la fabrication d'un mythe (Paris 1995); есть англ. перевод: The Lord's First Night (Chicago 1998), и J. Wettlaufer, Das Herrenrecht der ersten Nacht (Frankfurt 1998), а первым этот вопрос всерьез разобрал K. Schmidt, Jus Primae Noctis: eine geschichtliche Untersuchung (Freiburg 1881). А русская википедия, кстати сказать, отстала от иноязычных:
* http://fr.wikipedia.org/wiki/Droit_de_cuissage
* http://en.wikipedia.org/wiki/Droit_de_seigneur
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments